Есть ли жизнь после «зоны», или Почему зэки становятся бомжами?
29.06.2012 10:00
Мы не будем оправдывать преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы, или же уповать на более гуманный вид наказания. Мы рассмотрим ту ситуацию, почему человек, вроде бы и искупивший свою вину, отбыв срок в колонии, не может вернуться ни к нормальной жизни, ни в семью.

Журналисты издания РепортерUA разбирались в том, что же ждет осужденного после его освобождения, почему бывшие зэки пополняют ряды бомжей и в какой степени меняется жизнь человека, отбывшего срок. Стоит отметить сразу, что для некоторых отбывание на зоне является «началом конца» или хождением «по кругу», а для кого-то - мощным стимулом для развития и более чем достойного существования.



Из тюрьмы - на улицу

Как ни странно, но дальнейшая судьба многих зэков после их освобождения зависит от... предыдущих отношений с родственниками. Так, если в семье отношения были, мягко говоря, не особо теплыми, то чаще всего члены семьи в период «отсидки» выписывают своего нерадивого родственника. При этом не только выписывают, но и переезжают на ПМЖ в другое место, о котором узнать бывшему осужденному, как правило, практически невозможно. Ни в дом, ни в семью такого человека принимать обратно не хотят и не готовы.


Как рассказал председатель Запорожского областного Общества Красного Креста Константин Силин, по самым предварительным подсчетам, в Запорожье 5 тысяч бездомных. Из них около 70% - бывшие осужденные. А в последнее время появилось достаточно много бездомных мигрантов из России, которые из северных районов перебираются в более теплые края.

«Как правило, человек, освободившись, не может устроиться на работу. Большинство бывших осужденных болеет туберкулезом или же остались последствия этой болезни... Семья порой спешит избавиться от такого родственника, и его выписывают из квартиры», - рассказал Константин Силин.

Иногда улица становится для бывших осужденных, ставших бездомными, последним местом пристанища. Если сейчас, в летний период, они в основном заняты на сельхозработах по области, имея при этом какое-никакое пропитание и кров, то с приходом холодов эти люди вновь окажутся на улице. А каждую зиму не выживает около 4-5 человек, которые во время холодов «кочуют» по теплотрассам, подъездам и вокзалам.

А иногда отсутствие условий быта может толкнуть на совершение нового преступления только из-за того, что человеку некуда больше идти, как… обратно на зону. Согласно официальной информации, по итогам пяти месяцев этого года в учреждения исполнения наказания Запорожской области поступило 2 тыс. 235 осужденных, из них повторно - 545, что составляет 24,4% от общего количества осужденных. Хотя и невозможно утверждать, что рецидивисты сразу вернулись в тюрьму, ведь перед новым преступлением может пройти год, а может и 10 лет.



«Если человек не сломлен - он борется»

Но далеко не все после «зоны» стали бомжами по вине родственников. Есть и такие, которые после определенного периода осознанно выбирают для себя бродяжничество как образ жизни.


«Бродяжничество – это особый образ жизни, в котором нет, например, дисциплины, запрета на употребление алкоголя и многого другого, что принято соблюдать в обществе или в спецучреждении. Но если человек не сломлен, то он борется с любыми обстоятельствами и неурядицами. Так, около 20% людей, которые оказались на улице, потом возвращаются «в строй»», - говорит Константин Силин.

Стоит добавить, что в Запорожье по адресу Рекордная, 1 действует Центр паспортизации. А с октября по март в городе организованы пункты горячего питания для бездомных и малообеспеченных.





Освобожденные получили более 40 тыс. грн помощи

О том, с чем уходят осужденные из колонии после освобождения, рассказал начальник управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Запорожской области, полковник внутренней службы Александр Крикушенко.




Так, в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины, при увольнении из учреждений области с осужденными проводится полный расчет, выдаются личные вещи, в случае наличия средств на лицевых счетах средства также выдаются осужденному.

В случае отсутствия необходимых по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение освобожденные обеспечиваются одеждой и обувью бесплатно. Им может быть выдано единовременное денежное пособие. Так, в течение пяти месяцев 2012 года материальную помощь получили 675 освобожденных лиц на общую сумму 40202 грн.

Также на сегодняшний день при каждом районе Запорожской области функционируют территориальные центры социального обслуживания, куда бывшие осужденные имеют возможность обратиться за помощью.

С целью отслеживания судьбы осужденного после его освобождения учреждения исполнения наказаний взаимодействуют с государственными и общественными организациями, такими как наблюдательные комиссии, управления социальной защиты населения, центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, органы МВД, территориальные центры занятости и тому подобное.

«Также хочу отметить, что в 2008 году региональным управлением Департамента совместно с Главным управлением труда и социальной защиты населения Запорожской ОГА инициировано внесение изменений в Областную программу социальной адаптации бездомных граждан и лиц, освобожденных из мест лишения свободы.


В частности, вышеуказанной программой предусмотрено формирование на базе учреждений уголовно-исполнительной системы и регионального управления информационно-аналитической сети по сбору данных на всех осужденных, которые будут освобождаться на территории региона», - подытожил Александр Крикушенко.



Приют нужен, но проблему не решит

До зимних холодов этого года городские власти намерены открыть приют для бездомных на базе бывшего детского сада на Павло-Кичкасе. Такое учреждение, безусловно, необходимо, но существующую проблему бездомных не решит.

По мнению сотрудников Общества Красного Креста, приют станет временным краткосрочным пристанищем, где будут ночевать чаще всего зимой. Но проблема бездомности бывших осужденных так и останется актуальной.


Как вариант на перспективу, предлагается в Запорожье создать общежитие для такой категории населения вместе с производством, где они и будут работать. Или же наоборот – предприятие с «кровом» над головой.

Мечта «трехкратного» зэка: купить землю, построить дом и жениться

Мы пообщались с Анатолием, который, несмотря на три ходки на зону, не сломался и сейчас готов бороться за свое будущее. Анатолий – сирота, которого вместе с братом из интерната №7 забрали к себе приемные родители. Но потом от мальчика они отказались, и ребенок оказался, как говорится, ненужным и не у дел.



В итоге в 20 лет Толик сел в Бердянскую колонию (№77) за кражу личного и государственного имущества. Когда вышел, то снова пошел воровать и после этого еще 2 раза сидел в исправительной колонии №55 по той же статье.

После своего третьего и последнего освобождения из мест лишения свободы Анатолий пошел работать грузчиком, успел жениться. Но через 7 лет после свадьбы (года 3 назад) брак распался.

Сейчас 34-летний Анатолий работает на стройке, там и живет.


«Я стараюсь выбирать для работы такие объекты, на которых можно было бы и работать, и жить, а особенно – зимой. Когда есть средства, на некоторое время я могу снять квартиру или комнату. Не обязательно бесшабашно плыть по жизни, ведь можно изменить свою жизнь, что-то предпринять, развиваться дальше», - не теряет надежды и уверенности Анатолий.

Как рассказал наш собеседник, он мечтает в ближайшем будущем купить землю, самостоятельно построить дом, а потом уже и жениться.

Безвинно отсидевшие

К сожалению, случается, что в колонии наказание отбывает человек, не совершавший данного преступления. И на то, чтобы доказать его непричастность к преступлению, порой уходят года, на протяжении которых за решеткой сидит не преступник, а, возможно, просто жертва определенных обстоятельств. Но такие случаи освобождения невинно осужденных настолько редки, что каждый из них является резонансным.



Тут уж нельзя не вспомнить случай с Максимом Дмитренко, который 8 лет отсидел в колонии за преступление «пологовского маньяка» (изнасилование и убийство 17-летней девушки). В этом году 22 марта из Вольнянской исправительной колонии №20, что в Запорожской области, безвинно отсидевший был освобожден. Президент Украины Виктор Янукович поручил взять под личный контроль адаптацию к нормальной жизни на свободе Максима Дмитренко запорожскому губернатору Александру Пеклушенко.

Стоит добавить, что за тяжкие преступления, совершенные Сергеем Ткачом в разное время, были осуждены десять человек в разных областях Украины. Среди них четверо жителей Запорожской области: Виталий Каира, Яков Попович, Николай Демчук и Дмитрий Дмитренко.


14-летний семиклассник Яша Попович стал самым младшим из всех тех, кто сел в тюрьму по обвинению в тяжких преступлениях «пологовского маньяка». В 2002 году его обвинили в убийстве 9-летней племянницы Яны Попович. Милиционеры забрали мальчишку прямо с урока английского языка в школе. Как сообщали СМИ, за одну ночь парень собственноручно написал явку с повинной.






...Безусловно, зона оставляет неизгладимый след у каждого: у кого-то - истерзанную «колючкой» душу и неприкаянность на свободе, а у кого-то, возможно, - лишь набитые руки, спину «в крестах» и новые слова в лексиконе. Но, несмотря на необратимость своей прошлой жизни, в будущем «отголоски» зоны могут стать лишь опытом и хорошим стимулом не только в этом не повторяться, а и достойно жить после освобождения из мест не столь отдаленных. Впрочем, бывшие осужденные своим примером доказывали как это, так и обратное. По крайней мере, у них есть выбор, как жить дальше…