Навигация
Blog Windows Vista / Windows Vista - My operation system
Блог Резникова Сергея

Здоровье

Read more
Здоровье

Из истории

Read more
Из истории

История ст. Соль

Read more
История ст. Соль

Космос

Read more
Космос

Коучинг

Read more
Коучинг

Криминал

Read more
Криминал

Люди

Read more
Люди

Наша Земля

Read more
Наша Земля

Нравы и обычаи

Read more
Нравы и обычаи

Образование

Read more
Образование

Пища наша

Read more
Пища наша

Политика

Read more
Политика

Поэзия

Read more
Поэзия

Рабство

Read more
Рабство

Религия

Read more
Религия

Рыцари

Read more
Рыцари

Экология

Read more
Экология

Юмор

Read more
Юмор
КОНЕЦ ЗОЛОТОГО ВЕКА ПРИШЕЛСЯ на 80-е

КОНЕЦ ЗОЛОТОГО ВЕКА ПРИШЕЛСЯ на 80-е

В 60-х и 70-х годах прошлого века почти повсеместно в странах Европы и Северной Америки произошло событие, которое мало кто заметил, и которое существенным образом повлияло на будущее всего мира. Можно сказать, что то, что мы имеем сейчас в экономике, культуре, образовании, науке, медицине, искусстве – это всё следствия этого события, которое было не одномоментным (где-то это случилось и в конце пятидесятых, а где-то, как в беднейших странах Европы, – в начале и середине семидесятых), которое наступало и приближалось совершенно незаметно, и так же незаметно вошло в нашу жизнь. С точки зрения людей, живших в 60-х и 70-х, это даже не событие, это медленный и незаметный процесс. Но с точки зрения эпохи и вековых циклов развития – это именно одномоментное событие, разделившее историю на ДО и ПОСЛЕ.

«Труд создал из обезьяны человека»

Ф. Энгельс.

Что же произошло во второй половине 20-го века в странах так называемого золотого миллиарда? А произошло вот что. Уровень развития производительных сил достиг той отметки, когда общество смогло накормить всех своих членов. В первую очередь это стало возможным благодаря внедрению новых технологий в сельском хозяйстве, в животноводстве, химической промышленности и генной инженерии. Во вторую очередь, благодаря развитию техники, автоматизации, освоению новых источников энергии (мирный атом, альтернативная энергетика) и т.п. В результате, продуктов стало производиться гораздо больше, а людей для их производства стало требоваться существенно менее чем раньше.

Если ранее, во все предыдущие века, человек должен был усердно трудится, чтобы прокормить себя и свою семью, то во второй половине 20-го века хлеба и продуктов питания стало хватать на всех. Надобность в 10-ти и 12-ти часовом рабочем дне для «белого человека» пропала так же, как десятилетием или двумя ранее пропал (был запрещен) детский труд. Дальнейшее развитие производительных сил привело к тому, что экономика и общество все менее и менее нуждаются в человеко-часах. В принципе, сейчас ничего не мешает повсеместно в Европе установить 6-ти часовой рабочий день или 4х дневную рабочую неделю. Рано или поздно это произойдет, как происходит внедрение в умах понятия минимального гарантированного дохода для каждого члена общества. Что, несомненно, тоже произойдет в ближайшем будущем или уже произошло для некоторых стран или членов общества.

Как я уже говорил, этот процесс насыщения общества товарами и продуктами произошел не скачком, а имел непрерывный характер, и продолжается по сей день. Этот процесс, кажущийся позитивным в целом для всех, имеет, к сожалению, множество печальных последствий и неминуемо приведет к цивилизационной катастрофе.

В качестве одного из следствий этого процесса можно привести появившийся класс профессиональных безработных. Их базовые потребности (еда, кров, одежда, примитивная безопасность, основные инстинкты и др. вкл. зрелища и наркотики) удовлетворены. Они по-своему счастливы, как мечтали быть счастливыми их предки, трудившиеся по 14 часов в сутки на угольных шахтах в 19 веке. Процент людей, сидящих на вэлфере, будет становиться все больше и больше от десятилетия к десятилетию. Люди, которые рождаются в семьях, где взрослые никогда на их глазах не работали, никогда сами не смогут работать. Они не получают никакого образования кроме начального и среднего. Но даже получив формально аттестат, спустя несколько лет многие их представители утрачивают навыки письма. В результате суммарный интеллектуальный потенциал общества в целом снижается. Эти тенденции справедливы и для Европы (целиком, включая европейскую часть России), и для Северной Америки, и для многих других стран: ЮАР, Бразилия, Австралия и далее. По мере усиления глобализации и роста эффективности производства, этот процесс будет с неизбежностью проникать во все новые и новые страны.

Посмотрим, к каким еще последствиям приводят вышеописанные процессы насыщения общества доступными продуктами.

Помимо роста числа профессиональных бездельников и тунеядцев, все больше и больше членов здоровой части общества заняты непроизводительным трудом. Это труд, не нацеленный на производство продуктов питания и предметов потребления. Это труд, нацеленный на производство товаров и услуг не первой необходимости или даже на производство вообще не нужных, навязанных товаров и услуг, то есть тех товаров, без которых человечество совершенно спокойно обходилось ранее и без которых оно вполне может обойтись сегодня и в будущем. Типичный пример навязанного товара – производство кока-колы. Раньше не было этого напитка. Если сейчас прекратят его выпускать, ничего существенного не произойдет, поскольку кола легко заменяется другими аналогичными продуктами (чай, кофе, соки, компоты, и т.п.). Более того, компоты, соки и морсы уж точно полезнее и здоровее чем колы, фанты, спрайты, миринды и прочие придуманные и навязанные потребителю напитки. А иначе и быть не могло. В условиях, когда базовые потребности общества уже удовлетворены, навязать ему можно только то, что сверху. И вот большие маркетинговые бюджеты тратятся на то, чтобы внушить человеку, что ему необходим еще один автомобиль, еще одна яхта, еще дополнительные 10% объема пепси, еще кока-колы.

Помимо труда производительного и непроизводительного, все больше и больше людей тратят свою жизнь на различное самовыражение (прибивают мошонку к брусчатке, рисуют фаллосы на мостах, бегают с голыми сиськами на политических мероприятиях), которое они почему-то хотят, чтобы мы считали искусством или на худой конец перфомансом. Это такое же нужное нам искусство, как платежки с включенным сбором за капитальный ремонт или платная парковка во дворе собственного дома. Это навязанное искусство. В этом же ряду стоит вся гламурная тусовка якобы певцов, якобы чтецов, псевдо-поэтов, танцоров, которым ничего не мешает, и многочисленных прилипал. Там же гламурные спортсмены. Там же подиум высокой моды, с модельерами, наряды которых никогда не будут продаваться в сегменте масс-маркет, но которые, тем не менее, усердно навязываются рядовому потребителю в качестве жизненных целей. Там же продажные руководители каналов телевидения, сначала формирующие у общества пошлейший набор ценностей, а потом продающие экранное время передачам, пользующимся у развращенной аудитории спросом и еще более её развращающие. Так возникает положительная обратная связь, формирующая низкий культурный уровень, отсутствие моральных ориентиров и тяги к труду. Подлинные моральные авторитеты подменяются мнимыми, а великие цели подменяются ложными целями обладания и сверхпотребления. Если бы общество и экономика производили меньше продуктов и услуг, чем оно [общество] способно проглотить без отрыжки, если бы продукты и товары первой необходимости доставались бы в конкурентной внутривидовой борьбе, если бы было нужно реально работать, чтобы прокормить себя и свою семью, то 90% вышеперечисленной человеческой пены было бы вынуждено зарабатывать себе на хлеб насущный, а не заниматься непотребством в прямом эфире под аплодисменты и похабное улюлюканье ликующей толпы.

К сожалению, эту тенденцию невозможно переломить в современном «свободном и цивилизованном» обществе. Но это еще возможно сделать в обществе с элементами цензуры, тоталитаризма и контролируемого дефицита. Прежде чем приводить третье следствие наступления эпохи всеобщего насыщения, я приведу пример научно-исследовательского эксперимента под названием «Вселенная-25». Напомню вкратце в чем суть. В 1972 году ученый Джон Кэлхун создал рай для мышей в замкнутом пространстве. У мышей было все: еда, вода, чистый воздух, защищенные жилища, отсутствие естественных хищников и болезней. Популяция мышей прошла четыре стадии своего развития: от бурного роста, до полного вымирания. Вот чем характеризовалась последняя стадия, стадия смерти: «средний возраст мыши в последней стадии существования мышиного рая составил 776 дней, что на 200 дней превышает верхнюю границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей было незначительным, а вскоре составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали, на 1780 день после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая».

Кэлхун провел прямую аналогию с человеком, пояснив, что ключевая черта человека, его естественная судьба — это жить в условиях давления, напряжения и стресса: «Мыши, отказавшиеся от борьбы, выбравшие невыносимую легкость бытия, превратились в аутичных «красавцев», способных лишь на самые примитивные функции, поглощения еды и сна. От всего сложного и требующего напряжения «красавцы» отказались и, в принципе, стали не способны на подобное сильное и сложное поведение. Кэлхун проводит параллели со многими современными мужчинами, способными только к самым рутинным, повседневным действиям для поддержания физиологической жизни, но с уже умершим духом. Что выражается в потере креативности, способности преодолевать и, самое главное, находиться под давлением.»

К чему я привел этот пример? Очень явные параллели прослеживаются между экспериментом и современным состоянием общества, построенного по западным либеральным лекалам, когда во главу угла ставится личные потребности человека и его личное эго и примат потребления. Такое общество, сытое физически и пресыщенное эмоционально и интеллектуально, фактически уже мертво.

Вернемся к третьему следствию из наступления эпохи всеобщего насыщения. Оно состоит в том, что происходит стагнация (а кое-где как в современной России просто закупорка) социальных лифтов. Нет больше необходимости обществу иметь сильных инженеров и ученых и общество начинает оплачивать труд ученых хуже чем труд юристов, маркетологов, и финансистов. Профессия инженера и ученого теряет престижность. Меньше выпускается инженеров, меньше нужно кадров для их производства и воспроизводства. Меньше нужно учителей, меньше можно им платить. В результате опять возникает процесс с положительной обратной связью. Причем, для того чтобы стать ученым и хорошим инженером необходимо затратить в несколько раз больше умственных усилий, чем для того чтобы стать экономистом, финансистом, юристом или маркетологом. То есть, молодому человеку, выбирающему путь научных знаний, необходимо время, а значит необходимо ограничивать себя в том, что доступно большинству его сверстников. Не все способны к самоограничению и самодисциплине. Зачем напрягаться, если кусок хлеба и так будет обеспечен, а подняться по социальной лестнице вверх можно другими более легкими путями, став гламурным футболистом или ментом продажным?

Как только спортсмены стали в год зарабатывать больше чем составляет Нобелевская премия, общество оказалось обречено. Раньше, в эпоху до всеобщего насыщения, для того чтобы подняться по социальной лестнице нужно было учиться, учиться и учиться. И молодежь училась. Училась старательно, самоотверженно, с жаждой знаний. Потому что работали социальные лифты, и можно было с помощью знаний получить в будущем увеличенную долю своего куска социального пирога. Увеличенную по сравнению с недоученными конкурентами. Жизнь была тяжелой, и родители поддерживали в своих детях стремление к знаниям. Сейчас что в массе своей поддерживают родители? Иждивенчество и праздность: «пусть отдохнет, еще наработается» - часто говорят они про своих детей, не подозревая, что производят этим нового члена общества профессиональных безработных. Да, конечно, таланты и самородки все равно будут появляться. Но их будет не столь много, чем когда выстроена правильная система образования, позволяющая раскрыть таланты и продвинуть их вверх по социальной лестнице. При работающей системе образования таких талантов может быть раскрыто на порядок больше. Но «свободное» общество в этом не нуждается. Я думаю, что золотой век человечества пройден. По моим ощущениям он пришелся на время начала середины 80-х годов прошлого века. Очень тяжело в современных условиях повторить инженерные достижения того времени: расчет траекторий межпланетных станций на логарифмической линейке, высадка человека на Луну и возврат его обратно, автоматический полет и автоматический же возврат Бурана на землю. Это всё вершины, повторить которые мы сейчас не можем ни технически, ни психологически. Человек из философа, созерцающего звезды и из мечтателя, строящего межпланетные станции, превращается в человека, смотрящего себе под ноги, восторгающегося новым шляггером поп-группы и скругленными углами своего айфона. Подтверждением тезиса конца золотого века и примером неспособности достичь того что было осуществлено раньше, является безуспешная деятельность серийного предпринимателя Илона Маска, пытающегося посадить многоразовую возвращаемую ракету-носитель. При отсутствии инженерного образования он выдвигает и присваивает идеи, которые ВСЕ были изложены и гораздо более тщательно проработаны в 50-80е годы прошлого века в номерах журналов «Юный Техник», «Техника Молодежи», «Наука и жизнь».

Что дальше? Деградация общества с неизбежностью продолжится. Я не вижу компенсаторных механизмов этого явления: общество сыто, у общества нет смертельных вызовов, достойных применения лучших умов. Общество атомизировано и общие проблемы не рассматриваются более как частные. Деградация видна повсюду: от политиков всех стран и всех уровней, соревнующихся между собой в степени слабоумия, до врачей и учителей, не способных лечить и не способных решать задачи, которые раньше решали простые школьники. Довольно очевидно для многих, что европейская цивилизация переживает не лучшие времена. Я считаю, что она мертва, хотя еще и не похоронена. Но человечество ведь не колония мышей. И народы живут не в замкнутом пространстве. Следовательно, должна произойти замена. Замена одной цивилизационной модели на другую. Либо новой цивилизационной моделью 21 века на большей части современного «свободного» мира станет ислам. Либо общество само станет более строгим, в некотором смысле более тоталитарным, менее сытым и более голодным. Без этого дальнейшее его существование будет невозможно.

Автор: Владимир Твардовский.


Warning: include(../../include/processor/logo_echo_for_page.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/vistab/public_html/include/processor/logo_echo.php on line 6

Warning: include(../../include/processor/logo_echo_for_page.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/vistab/public_html/include/processor/logo_echo.php on line 6

Warning: include(../../include/processor/logo_echo_for_page.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/vistab/public_html/include/processor/logo_echo.php on line 6

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../include/processor/logo_echo_for_page.php' for inclusion (include_path='.:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php') in /home/vistab/public_html/include/processor/logo_echo.php on line 6
КОНЕЦ ЗОЛОТОГО ВЕКА ПРИШЕЛСЯ на 80-е